Шумный бизнес

Музыкант Александр Серебров говорит о себе как о нетипичном бизнесмене, потому что интерес в деле изготовления народных музыкальных инструментов пока обгоняет понятия «оборот» и «прибыль». Тем не менее в арсенале руководителя ансамбля «Славяне» есть принципиально новые разработки и направления, на которые он делает ставку, как на двигатель бизнеса.

Первая трещотка

Народные музыкальные инструменты из дерева выпускник Нижегородской консерватории им. Глинки по классу балалайки Александр Серебров научился делать более 30 лет назад. Сначала это были единичные экземпляры для оркестра музыкальной школы, которым начал руководить музыкант сразу после окончания учебы, затем для ансамбля ложкарей общеобразовательной школы № 176 микрорайона Мещерское озеро. Увлекся деревом, говорит, неспроста — отец был столяр-краснодеревщик.

К мысли о том, чтобы поставить изготовление трещоток, свирелей, погремушек и колотушек с чистым звуком если не на конвейер, то на постоянную основу и партиями, привел дефолт 1998 года. Глядя на то, как перед самым началом учебного, а значит репетиционного и гастрольного, года одна за другой закрываются фирмы — поставщики деревянных инструментов, и понимая, что ждать помощи неоткуда (специализирующихся на этом производстве фабрик к тому времени в стране не осталось вообще), Серебров взялся за рубанок основательно. Не корысти ради, а для того, чтобы уже созданный им к тому времени достаточно многочисленный нижегородский ансамбль «Славяне» мог развиваться, осваивать все новые и новые виды исполнения и продолжил гастролировать.

Впрочем, интерес со стороны других музыкантов, возможность и желание его удовлетворить также стали определенным стимулом: «Уже в то время наш ансамбль шумовых инструментов часто выезжал на различные фестивали, в том числе международные, где нас многие спрашивали, откуда мы берем такие необычные и красивые инструменты с росписью (с первого дня ансамбль поддерживает фабрика «Хохломская роспись». — Н.Т.). Тогда я понял, что надо делать не только себе, но и другим».

«Мастерская Сереброва» разместилась в деревенском доме в одном из районов области, где в любую свободную минуту, а главным образом во время длительного двухмесячного учительского отпуска, Александр Серебров начал регулярно извлекать звук из дерева. В Интернете появился одноименный сайт, география заказов расширилась от России до Америки.

Музыка из топора

В начале освоения симбиоза народных промыслов с музыкой из-под станка и рук производственника с образованием лирика выходили самые простые жалейки, колотушки, коробочки и прочие «шумелки». Со временем ассортимент разрастался: помогала фантазия и профессиональный интерес — как еще помочь дереву петь в диапазоне октавы? Так появились самолично изобретенные и совершенно новые музыкальные инструменты, например музыкальные топор и ухват, комбинированная погремушка, плоский барабан. Эта категория изделий была выделена в эксклюзив, в целом же количество видов производимых инструментов доросло до ста.

Материал каждому изделию — свой: пропаренный бук, черное и красное дерево, бакоут, падоук, зебрано, эбен, береза, канадский клен. Так, ложки для малышей звонче бренчат в березовом исполнении, для музыкантов шумового ансамбля — в кленовом, инструмент для музыкантов, ищущих звук, — из уникального черного дерева, имеющего свойство оставаться сухим и гладким при любой потливости рук, то есть как бы исполнитель ни волновался на сцене, текстура дерева в произведении сбиться не позволит. Черное, красное дерево и другие экзотические породы Александр Серебров заказывает напрямую из Африки. В 2007 году «Мастерская Сереброва» со своими изобретениями, экзотикой и простотой получила главный приз за инновации в сфере музыкальных инструментов на Международной выставке «Музыка-Москва».

Тем временем штат «компании» увеличился не сильно. Производство держалось и держится до сих пор всего в нескольких руках: самого педагога, его зятя, художника и нескольких токарей. Александр Серебров говорит, что в этом нет ничего удивительного, потому что музыкальные мастера, как правило, работают обособленно. Кроме того, специалистов, готовых качественно, взахлеб и с душой, но не за высокие гонорары изготавливать не только дорогостоящие инструменты для музыкантов, но и дешевые ложки-погремушки для самых маленьких воспитанников детских садов, найти практически невозможно. Доверить материал для работы абы кому он не может, вот и приходится все делать самому. Руководитель мастерской и оркестра рассказывает, что не просто не находит мастеров для работы у себя, но и конкурентов в пределах России: «Я, к сожалению, не вижу мастеров высокого уровня на выставках, инструменты делают не музыканты, а плотники и столяры. У меня совершенно другой угол зрения в этом отношении, я знаю, как сделать так, чтобы инструмент запел». В середине 2000-х в среднем мастерская производила до 200-300 изделий в месяц.

В 2008-м по колотушкам ударил кризис. Постоянные заказчики, музыканты озаботились хлебом насущным и перестали делать привычные закупки у Сереброва. Тогда музыкант и предприниматель в одном лице пошел другим путем и начал активно развивать линейку музыкальных инструментов для детских садов и общеобразовательных учреждений, тем более что последние были совсем не против их приобрести: «Мы сохранили материал, что-то чуть-чуть упростили, убрали некоторые элементы росписи, добавили белого цвета, серьезно снизили стоимость. Я понял, что в детских садах эта продукция очень востребована, так как в наших музыкальных магазинах, в отличие, скажем, от Европы, ее нет. Нужен также мой педагогический опыт, потому что мало дать инструмент музыкальным руководителям, нужно еще научить, как этим инструментом пользоваться, как играть, звенеть, свистеть». Причем в образование Серебров решил идти не «сверху», чтобы не ждать и не ходить по кабинетам, а «снизу» и сразу же обратился к заведующим детских садов, которые охотно согласились обучить сначала своих сотрудников, а затем и воспитанников. Так началась работа по направлению «Мастер-класс для учителя» по Нижнему Новгороду и области.

Тяжба учителя с бизнесменом

«Я не совсем стандартный бизнесмен, так как прибыль и оборот не стоят первым пунктом в моем бизнес-плане, к делу у меня очень личностный подход, — говорит Александр Серебров, — и в этом есть некоторое противоборство. Мы, держа наш узкосемейный бизнес, являемся в какой-то степени фанатами, потому что у нас задача — развить дело и передать детям. Пока надо мной довлеет преподаватель, руководитель ансамбля, в котором большая часть — школьники. Я люблю свою профессию, но дело, которое мы делаем для себя и других, наладка регулярного производства хоть в каких-то объемах все больше и больше требуют пересмотра тактики, и я чувствую, что производственник во мне вовсю напирает».

В апреле 2010 года «Мастерская Сереброва» и ансамбль шумовых инструментов «Славяне» принимали участие во Всероссийском образовательном форуме и получили диплом победителя конкурса «Инноватика в образовании», а вместе с ним и награду «Жемчужина образования». Александр Серебров считает, что это ответ на вопрос — кому сегодня нужно его производство: «Умные головы педагогики, профессура слушали меня с огромным интересом, играли на наших инструментах и в итоге поддержали».

Финансирования, впрочем, это не прибавило, как нет у коллектива, по словам его организатора, и местной поддержки. На собственные средства музыканты покупают станки, инструменты для производства, материал, выезжают на фестивали и выставки, сами «продвигают» себя в Интернете и в профессиональных кругах, доказывают свою индивидуальность. Александр Серебров рассказал, как на одной из выставок увидел «ненаших» фотографов, снимающих продукцию мастерской издалека: «Я им кричу: «Идите сюда, смотрите!» Они подходят, головой мотают и говорят, что так просто все это не сделаешь. Я не боюсь, что у меня кто-то может украсть какую-либо из моих идей, потому что останется та тональность, в которой я работаю, — она называется «интерес к ремеслу».